Педиатрия – медицина растущего организма

О кафедре педиатрии и неонатологии КемГМУ Минздрава России и своем вкладе в медицинскую науку, в педагогику, лечебное дело рассказывает профессор кафедры, доктор медицинских наук,

О кафедре педиатрии и неонатологии КемГМУ Минздрава России и своем вкладе в медицинскую науку, в педагогику, лечебное дело рассказывает профессор кафедры, доктор медицинских наук, Заслуженный врач Российской Федерации Юрий Ровда .


Кафедра педиатрии и неонатологии Кемеровского государственного медицинского университета   относится к клиническим кафедрам: ее сотрудники изучают различные болезни, участвуют в лечебно-диагностическом процессе и исходя их этого преподают студентам медицинского вуза анатомо-физиологические особенности и патоморфоз различных заболеваний, их семиотику, клинико-диагностические критерии, особенности течения, диагностику, лечение и профилактику в зависимости как от индивидуальных особенностей человека, так и согласно международным протоколам.

С учетом исследовательских, лечебных и образовательных задач клинические кафедры располагаются на базах многопрофильных больниц, тем самым формируя клиники в зависимости от профиля и специальности конкретных кафедр и лечебно-диагностических отделений лечебного учреждения. Наша кафедра располагается на клинических базах Кузбасской областной клинической больницы имени С.В. Беляева, Кузбасской областной детской клинической больницы им. Ю.А. Атаманова и Научно-исследовательского института комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний, образуя тем самым клиники педиатрии и в определенной степени определяя их научно-практические направления.

Педиатрия – медицина растущего организма

Педиатрия, как и всякая наука, имеет свою историю. Изучает человеческий организм от рождения, а в некоторых случаях − и от последних месяцев внутриутробной жизни (недоношенные дети) до подросткового возраста включительно, и является по существу медициной растущего организма.

В своем развитии педиатрия прошла несколько этапов, эволюционируя от бессистемного познания и эмпирики в прикладную, а затем и в фундаментальную основу клинической медицины. Эта наука в некоторых областях достигла познания и терапевтических вмешательств на уровне клеточной регуляции патологии, развития и старения, поддержания гомеостаза и взаимодействия с нервной, иммунной, эндокринной, и другими регулятивными системами человека. Также познаётся роли среды (в т.ч. вскармливания) и генетики в формировании соматотипа, хронической патологии и личностной конституции ребенка, и взрослого человека и т.д.

В настоящее время в России организация охраны материнства и детства представляет собой стройную систему государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраной труда женщины.

  Путь врача и исследователя. Мои учителя

  Почему я стал врачом педиатром, а затем стал заниматься научными исследованиями и педагогикой по специальности «Педиатрия»? Со мной произошел тот самый случай, когда можно сказать, что судьба так распорядилась. До 4-го курса (это был 1971 год), обучаясь на педиатрическом факультете Кемеровского государственного медицинского института, я никаким образом не видел себя в этой профессии.

Определенное шоковое состояние и фиксацию взора я приобрел и испытал на лекциях по факультетской педиатрии профессора Любови Михайловны Казаковой. Несколько ее занятий выстроили хаотичную мозаику всех моих познаний и представлений (включая и знания из базовых дисциплин) в определенную более-менее внятную по форме и содержанию картину, где я четко определил место педиатрии. Я вдруг осознал, что корни очень многих заболеваний нужно искать в детстве, а для этого нужно быть грамотным следователем (исследователем), и что именно вмешательство врача (биолога, генетика) на этом уровне определяет успех врачевания.


Лекции и практические занятия профессора Казаковой со студентами были насыщены не только клиническими примерами из собственного опыта, но и иллюстрациями из литературных художественных источников, что вызывало неподдельный интерес. 

Она являлась непререкаемым авторитетом в детской клинике Кузбасса и создала одну из самых успешных научно-практических педиатрических школ в стране. Научные работы профессора Казаковой по дефициту железа у детей известны в стране и за рубежом.

Вторым человеком, определившим выбор моей профессии, был потрясающий диагност и педагог Юрий Евгеньевич Малаховский. В то время он работал ассистентом кафедры, которой руководили доцент, к.м.н. Ольга Ивановна Пучкова, а затем профессор, д.м.н. Любовь Михайловна Казакова.


Организованные Ю.Е. Малаховским совместно с врачами патологоанатомического отделения Кемеровской областной клинической больницы (зав. отд. Анатолий Александрович Лихачев) патологоанатомические областные конференции собирали огромную врачебную педиатрическую аудиторию, поскольку были уникальной школой профессионального мастерства, отличались остротой дискуссии, блестящим ораторским талантом председателя – Юрия Евгеньевича Малаховского. Мощная творческая активность этого человека определила бурное развитие областной детской гематологии и педиатрии.

О науке  

Мое появление на кафедре в качестве ассистента датировано августом 1983 года и обусловлено приглашением зав. кафедрой профессором, д.м.н. Л.М. Казаковой, с которой я постоянно поддерживал общение после окончания вуза в 1973 году. Я работал в Кемеровской областной клинической больнице в должности врача-педиатра (с 1973 по 1977 гг.) и детском отделении старшего возраста в больнице СОАН СССР в Новосибирске (Академгородке) в должности зав. отделением (с 1978 по 1983 гг.).

Мое решение перейти работать в родной вуз было в то время достаточно мотивированным. Во-первых, моим руководителем, наставником и Учителем (в том числе и по жизни) являлась и до сих пор является глубокоуважаемая Л.М. Казакова. Во-вторых, у меня появилась возможность заняться научной работой, большой задел которой я осуществил, работая в больнице СОАН СССР. Я изучал связи нарушений пуринового и жирового обмена у детей с синдромом артериальной гипертензии, а в последующем с метаболическим синдромом. В-третьих, обеспечивался высокий технологический и кадровый потенциал клиники, в которой я раньше работал достаточно продолжительное время. В-четвертых, мне всегда импонировала аудиторная работа, занятия со студентами.

В то время (80-е годы – начало XX века) одним из весьма популярных научных направлений в мире, в СССР, в России было изучение конституции человека и её аномалий. В детской врачебной практике в России и в СССР тогда доминировали три аномалии конституции: нервно-артритический диатез, экссудативно-катаральный диатез и лимфатико-гипопластический диатез (в то время рассматриваемый как одно из проявлений иммунодефицитного состояния).

На протяжении всех этих четырех десятков лет вся моя научная деятельность была посвящена изучению этой проблемы. Эти научные исследования легли в основу кандидатской (1988 г.) и докторской диссертаций (2005 г.); разработки положений о метаболическом синдроме у детей (одними из первых в России), участия в соавторстве Российских рекомендаций по артериальной гипертензии у детей (2012 г.) и в составе Российской проблемной комиссии по артериальной гипертензии у детей;  разработки рекомендаций по диагностике иммунодефицитных состояний при вынужденной тимэктомии у детей и диагностике маркеров зоба у детей при йододефиците; разработке показаний для местной озонотерапии у детей с аллергическим дерматитом.

Эти научные исследования и направления работы на кафедре были бы немыслимы без активного участия и помощи моего Учителя Л.М. Казаковой, которые невозможно переоценить. Отмечу и огромный вклад научно-творческой команды, у участников которой я был научным руководителем и которые являются авторами диссертационных работ по вышеуказанным направлениям.

Сейчас научную эстафету успешно продолжают молодые специалисты.


Что касается собственного научного арсенала, то в целом это более 200 научных работ, из них из списка ВАК РФ – 106, из списка Scopus (например, с 2016 года) – 9, соавтор Российских клинических рекомендаций, 1 патента на изобретение. Индекс Хирша в системе РИНЦ – 13. Под моим руководством защищены 8 диссертационных работ, 1 из них докторская.

Высокое качество подготовки студентов

Не думаю, что организация учебного процесса на нашей клинической кафедре чем-то принципиально отличается от аналогичных в нашем вузе. Учебный процесс состоит из лекционных и практических занятий, клинической практики, клинического разбора сложных и тяжелых больных на врачебных конференциях, организации и проведения консилиумов.

Современная аккредитация выпускников    является более объективным индикатором достаточной подготовленности их к врачебной деятельности, которая, кстати, и продемонстрировала в текущем учебном году некоторое опережение показателей в сравнении с выпускниками других факультетов.

Считаю, что достаточно объективным показателем активности вуза и качества преподавания является участие студенчества в республиканских олимпиадах. Например, среди участвующих в Российской Олимпиаде студенческих коллективов (80 и выше) медицинских вузов в 2014-м и 2022 году наши студенты-педиатры заняли 4-е и 2-е места соответственно. В 2014 году студенческую команду представлял я сам, а в 2022-м – профессор Н.Н. Миняйлова.

В 2023 году команда врачей педиатрического специализированного отделения Кемеровской областной клинической больницы (зав. к.м.н. Яна Вячеславовна Юнкина, научн. практ. руководитель профессор Ю.И. Ровда), вместе с клиническими ординаторами – педиатрами Геннадием Александровичем Отставновым и Ольгой Романовной Веретенниковой (команда – «Ура! Доктора!») заняла почетное третье место (из 5000 команд РФ) в интеллектуальной игре (онлайн) «SQUIZ». Команда награждена дипломами и памятными призами.

Необходимо подчеркнуть, что все эти врачи педиатрического отделения в недавнем прошлом (несколько лет назад) – выпускники нашего факультета.

Отдельно хочется сказать о педагогическом лекторском таланте профессоров кафедры Натальи Николаевны Миняйловой, Людмилы Николаевны Игишевой, доцента Вероники Павловны Строевой, о степени которого можно судить по громким аплодисментам студенческой аудитории, визитам на их студенческие лекции практических врачей (даже с большим стажем), клинических ординаторов, количеству задаваемых ими вопросов и дискуссий.

С огромным уважением и доброй памятью вспоминаю многих преподавателей нашей кафедры, для которых педагогика и врачевание были смыслом жизни – они отдавали работе огромную часть личного времени, здоровья и были готовы даже к самопожертвованию. Эти люди также во многом являлись моими Учителями. Это Нелли Федоровна Коровченко, Ирма Владимировна Вайман, Нелли Александровна Ледак, Рита Вениаминовна Тупицина и др.

Специальность «Неонатологии» на кафедре активно развивали к.м.н., доцент Любовь Викторова Лыжина, к.м.н. доцент Ирина Михайловна Сутулина, будучи в разное время зав. кафедрой факультетской педиатрии. В последующем кафедра была реорганизована и влилась в структуру вновь созданной кафедры педиатрии и неонатологии. В дальнейшем данную специальность на такой же высокой планке качества обучения поддерживала к.м.н., доцент Ольга Николаевна Сергеева, а в настоящее время – к.м.н., доцент Елена Глебовна Цой.

Лечебно-диагностическая и организационная работа также составляли существенную часть функциональных обязанностей сотрудников кафедры. В настоящее время я являюсь консультантом детских клиник г. Кемерово и области совместно с профессорами Натальей Николаевной Миняйловой Людмилой Николаевной Игишевой, доцентами, к.м.н. Вероникой Павловной Строевой и к.м.н. Еленой Глебовной Цой, которые пользуются у врачей очень высоким авторитетом и уважением.

Что и кто меня вдохновляет?

Чрезвычайная важность и необходимость нашей профессии, осознанная увлеченность и неподдельный интерес к педиатрии активной части студенчества.

Вдохновляет и радует пришедшая на кафедру и детскую клинику молодежь: ассистенты кафедры – Алена Владимировна  Ведерникова, Анна Андреевна Лобыкина, Наталья Евгеньевна Попова, Алена Владимировна Постникова; клинические ординаторы – Геннадий Александрович Отставнов, Ольга Романовна Веретенникова, Ян Викторович Шкитин; врачи педиатры клиники  педиатрии Кемеровской областной клинической больницы – Мария Сергеевна Маталасова, Ольга Сергеевна Железняк, Кристина Кирилловна Куницкая, Кристина Викторовна Сениченко и др.

Здоровья, успехов им на нашем профессиональном поприще и благополучия в семьях!


  Юрий Иванович Ровда,

профессор, доктор медицинских наук, Заслуженный врач РФ

Полный текст статьи читайте в печатной и электронной версии газеты «Медик Кузбасса» №6 (2023)


Последние новости

Пресс-релиз: Суд отказал работодателю во взыскании материального ущерба

Суд отказал работодателю во взыскании материального ущерба ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по КО-Кузбассу обратились в суд с иском к Б. о возмещении ущерба.

Участились случаи телефонного мошенничества

В последнее время в России участились случаи телефонного мошенничества, когда злоумышленники убеждают людей вернуть якобы ошибочно переведенные деньги.

В Белове отметили национальный телеутский праздник Пельменек

В Белове отметили национальный телеутский праздник Пельменек. По многовековой традиции, 18 января в каждой телеутской семье вручную лепят пельмени в форме полумесяца.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Нижнекамске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *