Вновь обретённая родня
В 2019 году в одной из местных газет вышел репортаж о ребенке блокадного Ленинграда – Эльзе Ивановне Коронэн, которую во время войны эвакуировали в Кузбасс.
В 2019 году в одной из местных газет вышел репортаж о ребенке блокадного Ленинграда – Эльзе Ивановне Коронэн, которую во время войны эвакуировали в Кузбасс. Благодаря этому материалу женщина спустя десятки лет встретила свою названную сестру – другую блокадницу, Ларису Аркадьевну Аркадьеву.
СКОЛЬКО ЛЕТ НА САМОМ ДЕЛЕ – НЕИЗВЕСТНО
– Нам всем, детдомовцам, записали дату рождения 1 мая 1939 года. И Ларисе тоже. Помню, что 4 апреля 1946 года восстанавливали год рождения. У многих до этого были фамилии Неизвестный, Неизвестная. Потом переименовали: Аркадьева Лариса Аркадьевна, Васильева Галина Васильевна. Сколько лет нам на самом деле, конечно, никто не знает. Мы поступили в детские дома вообще без документов. Ну а что могли вспомнить двух-трёхлетние дети?! – со слезами на глазах говорила Эльза Ивановна.
На память о детстве у обеих воспитанниц Верхотомского детского дома осталась одна общая реликвия – фотография, разорванная пополам. Она, как пароль, вновь связала две судьбы. На фото девочкам лет шесть. Они исполняют танец "Льдинки".
– Я увидела это фото у Ларисы и попросила оторвать мне половинку. Тогда же было очень мало снимков. Мои детские фотографии по пальцам можно пересчитать. А с этих танцев и началась моя самодеятельность. Всю жизнь я танцевала и пела в хоре, – рассказывала Эльза Ивановна.
Подружки вместе прошли несколько детских домов – вплоть до 14-летнего возраста. Ларису на какое-то время удочеряли, но девочка не захотела жить в приемной семье и вернулась в детский дом.
– Это вообще была частая история. Детей усыновляли, а они прибегали обратно. Тогда было не то, что сейчас: теперь боятся детских домов, а мы не боялись. Пусть и бедно жили, но как это было здорово, как хорошо! – вспоминала Эльза Ивановна.
В последний раз Эльза видела Ларису в 1957 году. Подруги встретились случайно у крытого рынка. Они часто виделись и ходили друг к другу в гости. Девушки и подумать не могли, что судьба их так внезапно разлучит. Муж у Ларисы Аркадьевны был военным, видимо, их часть стремительно перевели в другой город.
– На Ларисе в день нашей последней встречи была потрясающая креп-жоржетовая розовато-бежевая кофточка, на которой она сама вышила гладью фиалки. Такая мастерица была, а уж ласковая, как котенок, – очень нежно вспоминала о подруге наша героиня.
Да и сама Эльза Ивановна была та еще рукодельница. Всю жизнь шила себе платья, потрясающе вышивала. Пенсионерка с теплой грустью вспоминала детские годы, бережно хранила фотографии тех лет в альбомах. Ей было очень интересно узнать, как и чем живет ее давняя подруга. И для пожилых "сестер" устроили телемост.
ВИДЕОВСТРЕЧА
Долгожданному звонку Эльзы Ивановны Коронен и Ларисы Аркадьевны Аркадьевой предшествовали 60 лет и целое море выплаканных за несколько дней, предшествующих видеосвязи, слез. Новость о том, что потерянная подруга нашлась, поразила обоих наших героинь. Они уже свыклись, что самые дорогие люди в их жизни потеряны навсегда и безвозвратно. Память о них хранилась где-то в тех потаённых уголках сознания, которые, увы, недоступны взрослым. Родители, возможные братья и сестры, бабушки и дедушки... В этом же списке находились друг для друга и они. И тут часть той потерянной жизни вдруг находится.
– Ох, Эльза, я уже и не верила, что когда-нибудь тебя найду, – со слезами на глазах говорила Лариса, вглядываясь через маленький экран телефона в знакомые, но измененные временем черты подруги.
– Ты меня хоть узнала? – смеялась Эльза. – 60 лет прошло! Плакать не будешь?
– Да уже всё выплакала за эту неделю. Каждый день плачу. Конечно, узнала, мне же фотографию показали, – отвечала Лариса. – Я же так долго тебя искала. А потом поняла, что бесполезно.
– Я несколько раз ездила в Ленинград. Сидела в архивах. Обнаружила только своё имя в списке эвакуированных детей.
Подруги рассказали друг другу о том, как жили все эти годы. Вспомнили детство. Поговорили о том, как сложились судьбы их общих знакомых. Лариса поведала, что в 16 лет, когда получила свой первый в жизни документ – паспорт, решила закрыть для себя тему прошлого, замкнулась и прожила всю свою жизнь, никому не рассказывая, какая огромная и незаживающая рана осталась в её душе с тех жутких военных лет.
Сегодня уже нет в живых ни Эльзы Ивановны, ни Ларисы Аркадьевны – подруги ушли одна за другой. Но их непростая судьба учит нас тому, что истинная дружба всегда преодолеет любые испытания и невзгоды.
Последние новости
Продукты для оздоровления сосудов и организма в целом
Эндокринолог Екатерина Янг рекомендует обратить внимание на определенные продукты для поддержания здоровья.
Новый взгляд на экологические проблемы Москвы
Как столица России борется с изменением климата и загрязнением окружающей среды.
Новые регистрации и изменения в Кемеровской области
Министерство юстиции России сообщает о новых организациях и изменениях в регионе.
Гофрокартон в индустрии упаковки: преимущества и недостатки
Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров